Ответственность за неполное исполнение требования по встречной проверке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неполное исполнение требования по встречной проверке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов.

Права и обязанности контролеров и налогоплательщиков

Если есть хоть малейший риск не представить в срок документы, истребованные инспекцией, нужно подать ходатайство о продлении срока. Даже если инспекция его не продлит, а документы мы в срок представить не сможем, сам факт подачи такого ходатайства поможет оспорить штраф по п. 1 ст. 126 НК.

Однако имейте в виду, что, вместо того чтобы штрафовать за представление незаверенных копий, налоговый орган может просто отказаться их принять.

Однако в ст. 93.1 НК РФ указано, что налоговые органы вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), а также установлены правила истребования информации относительно конкретных сделок у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Часто приходится сталкиваться с отказами налогоплательщиков предоставить документы по ст.93.1 НК РФ со ссылкой, что налоговая не может требовать те или иные документы.

ФАС ЗСО от 29 апреля 2013 г. № Ф04-1089/13 по делу № А03-13461/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2012 г. № 04АП-2238/12). Хотя встречаются и противоположные решения (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 3 июля 2012 г. по делу № 33-2090/12).

В требовании должна быть четко сформулирована причина, по которой запрашиваются документы, чтобы это проверить свяжитесь с вашим контрагентом и выясните так ли это, но будьте бдительны- он еще может не знать о предстоящем или вовсе вас обмануть.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку. Для этого должна быть четко сформулирована дата сделки, какая именно операция в противном случае вы так же можете ответить отказом по причине не возможности идентификации.
  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом.

Пожалуйста, отключите его на нашем сайте, нажав \»приостановить его на этом сайте\». У нас только Яндекс реклама…

Верховный Суд указал, что положения статей 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).

Вроде бы арифметика проста: не представили один документ — штраф 200 руб., не представили 100 документов — штраф 20 000 руб. Таким образом, для исчисления штрафа нужно всего-то знать, сколько именно документов организация или предприниматель не представили.

Проанализировав формулировку п. 1 ст. 126 НК РФ, можно сделать вывод, что применение установленного в этом пункте штрафа в рассматриваемых ситуациях исключено. В нем предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок организацией (индивидуальным предпринимателем) документов и (или) иных сведений, которые запрошены налоговым органом о ней самой.
Получается, что по ст. 129.1 НК РФ в данном случае штрафовать можно на совершенно законных основаниях. А вот как быть со ст. 126 НК РФ? Анализируя ее, становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2, но никак не по п. 1, поскольку именно в п.

Однако на практике налоговые инспекции не всегда применяют это правило. А если и применяют, то нередко исходят только из тех смягчающих обстоятельств, которые непосредственно поименованы в п. 1 ст. 112 НК РФ, в то время как их перечень не является исчерпывающим.

По мнению арбитражных судов отношение конкретных документов к деятельности проверяемого налогоплательщика, круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов.

Общество подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением судами ст. 93.1, ст. 126 НК РФ. Полагает, что суд неверно квалифицировал деяние по п. 2 ст. 126 НК РФ, что является основанием для признания решения недействительным.

А теперь проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка. Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5 000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

Общество подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением судами ст. 93.1, ст. 126 НК РФ. Полагает, что суд неверно квалифицировал деяние по п. 2 ст. 126 НК РФ, что является основанием для признания решения недействительным.

Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена.

Наверное, каждый бухгалтер со стажем сталкивался с ситуацией, когда организация получала от налоговиков требование о представлении документов (информации) в рамках встречной проверки. Эта процедура чаще всего по объему документации не особо трудоемкая, но …она все-же отнимает время, которое у бухгалтера и так на весь золота.

Поэтому для исчисления штрафа налоговый орган может и должен получить данные, позволяющие определить точное количество непредставленных документов. Причем сделать он это может двумя способами.

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также — можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).

Положения этого закона, касающиеся истребования документов и сведений у контрагента проверяемого налогоплательщика, вступают в силу с 1 января 2014 года.

Как отмечается в судебных решениях, эти документы не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственной операции и возникновении договорных обязательств проверяемого налогоплательщика и не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Последствия встречной проверки В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности).

Добавим, что с даты вступления в силу п. 21 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ положением п. 2 ст. 126 НК РФ предусматривается ответственность в том числе за нарушение срока представления сведений о налогоплательщике. Полагаем, что указанная норма может быть применена в случае непредставления в установленный срок документов, содержащих такие сведения.

Пожалуйста, скопируйте нижеприведённую ссылку в вашу программу для чтения РСС-лент. Спасибо.

О налоговой ответственности и смягчении наказания: за и против

Вот только п. 1 ст. 129.1 (как и любая другая охранительная норма) состоит не только из санкции (размера штрафа), но и из диспозиции (оснований применения санкции). И как следует полагать, п. 6 ст. 93.1 НК РФ содержит отсылку ко всему п. 1 ст. 129.1 НК РФ в целом, а не только к санкции этой нормы.

Таким образом, для привлечения налогоплательщика к ответственности контролеры должны доказать наличие истребуемых документов, обязанность их представления, предусмотренную налоговым законодательством, факт непредставления документов в установленный срок, а также определить количество непредставленных документов.

Если есть необходимость отказать налоговикам в предоставлении документов по ст.93.1 (встречная проверка цепочки контрагентов и т.п.), нужно делать это правильно, с учетом прав налоговых органов.

За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Штрафы за непредставление налоговикам документов и сведений

Обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением ст. 93.1, ст. 126 НК РФ.

В силу п. 1 названной статьи истребование необходимых для проверки документов осуществляется посредством вручения лицу (или его представителю) соответствующего требования.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Более того, налоговая ответственность по ст. 126 НК РФ наступает за непредставление не любых истребованных налоговым органом документов, а только тех, которые предусмотрены НК РФ в качестве необходимых для исчисления и уплаты налогов (Постановление АС МО от 27.07.2016 по делу № А40-159826/2015).

В связи с этим отметим, что ст. 93 НК РФ не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы. ФНС указывает, что к таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (Письмо от 02.11.2015 № ЕД-4-2/19099@).

Конечно, для того чтобы суд встал в подобной ситуации на вашу сторону, ходатайство о продлении срока для представления документов должно быть мотивированным. То есть в нем должны быть указаны причины, по которым вы объективно не можете представить документы в обычный срок.

Этот вопрос актуален не столько в случае вручения требования лично под расписку законному или уполномоченному представителю либо в электронном виде, сколько при направлении его заказным письмом.

На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.

Налоговой проверкой могут быть … проверяемых налогоплательщика, плательщика сбора (встречная налоговая проверка). При проведении встречной налоговой проверки налоговым органом могут быть … ме­роприятия налогового контроля, включая встречные налоговые проверки, опрос свидетелей и (или) экспертизу …

Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.